(повторительно-обобщающий урок)
Урок разработал: Тимираев А.Ш.Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу "Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках).
Оборудование : карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках", творческие работы учащихся (гербы ремесленников, макет замка ), проект учащегося "Путешествие средневекового торговца", тесты, исторические документы, картины "В мастерской ремесленника", "В средневековом городе ", диск "Виртуальная школа К и М. Средние века" урок 21.
Реквизиты: ложка, вилка, карты, чай, подсвечник,, салфетки, механические часы.
Ход урока
1.Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город , познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем в средневековом университете. А сейчас мы с вами посетим итальянский средневековый город Верону.
2. Видео "Верона" А чем ещё знаменит этот город? (Родина Ромео и Джульетты)
3. Разминка. (работа с терминами)
Почему и как возникали средневековые города ?
3. Работа с картой.
Где возникали средневековые города? Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" брод, "хафен" гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" мост, "честер" (от латинского "каструм") лагерь.)
4. Расскажите как выглядело жилище феодала. (Макет ", сделанный группой учащихся "Средневековый замок")
5. Специализация городов. Работа с историческим источником.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопросы.
"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."
Вопрос:
1. При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?
Задание 2. Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1201 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
6. "Путешествие средневекового торговца в Константинополь."
(Презентация проекта, сделанного учащимся предварительно.)
2. Беседа по проекту
3. Работа с исторической картой (с. 106-107 А-Д).
ЗАДАНИЕ.
Представь, что ты - владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда используешь? Какое сырье?( Работа по картине.) Отгадайте, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?(гербы на доске)
Задание 3. Прочти "Статут ткачей шерсти" и ответь на вопросы. Статут ткачей шерсти
Индивидуальная работа
Задание 4 . Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но,подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".
Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ? (Совет не разрешил строить колесо, ибо в результате использования машины эффективность труда бы увеличилась, и многие сукнопрядильщики остались без работы. Документ отражает консерватизм цехового производства и самосознания ремесленников. Они не стремились всеми силами улучшить процесс производства шелка. Их устраивали традиционные методы производства, они были заинтересованы в социальном спокойствии внутри цеха и равенстве доходов его членов.)
- Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?
8. Университеты.
Просмотреть видео. "Университет в Праге."
Вопрос: Как называется особая группа людей, занятых умственных трудом?
(Интеллигенция). Мы незаметно подошли к теме образования в средние века. Очень часто оно носило поверхностный характер, с точки зрения современного человека, в системе средневекового образования было много лишнего, искусственного и странного. Уже тогда образование подвергалось насмешкам, что нашло отражение и в литературе, например, в немецком народном романе о похождениях Уленшпигеля, отрывок из которого вы сейчас и увидите.
Сценка "Уленшпигель и ректор в университете"
Ректор. Уленшпигель, извольте четко и доступы отвечать на вопросы. Вопрос первый: сколько бочек воды в море? Если вы не сумеете ответить на этот вопрос мы осудим вас и ославим как невежду и оскорбителя науки.
Уленшпигель. Достопочтенный господин ректор, прикажите остановиться другим водам, которые со всех концов текут в море. Тогда я измерю, докажу и скажу всю правду об этом, что нетрудно сделать.
Ректор (замявшись). Ну что ж, я беру назад свой вопрос, ибо вижу, что вы человек хитрый. Ответьте-ка на другой вопрос: сколько дней прошло со времен Адама и до сего дня?
Уленшпигель. Всего семь дней. А когда они кончились, начались другие семь. И так до скончания мира.
Ректор. Отвечай мне быстро на третий вопрос, негодный человек: где середина земли?
Уленшпигель. Совсем близко. Когда говорят или кричат на небе, здесь, внизу, хорошо слышно. Заберитесь наверх, а я тут внизу покричу негромко, это вы должны будете слышать, а если не услышите, тогда я ошибся.
Ректор. Ну что ж, примем и этот ответ за невозможностью проверить. Как велико небо? Знаешь ли?
Уленшпигель. В нем тысяча сажень ширины и тысяча локтей высоты, в этом я не ошибусь. Если вы не хотите мне верить, уберите с неба солнце и луну и все звезды, перемерьте хорошенько, тогда вы увидите, что я прав, хотя вам это не очень нравится.(Ректор в гневе срывает с себя шапку, бросает ее и убегает.)
Итак, вам теперь предстоит ответить на следующий вопрос: Кто такой магистр? (Варианты ответов: 1. Один из знаменитых авторов рыцарских романов. 2. Низшее звание, которое мог получить студент университета. 3. Ученое звание, которое мог получить студент после окончания университета.) 3.
А сейчас прослушаем анонимную латинскую песню XII столетия, вышедшая из студенческой среды. "ОСТАВИМ ЗАНЯТИЯ"
Бросим все премудрости, По боку ученье! Наслаждаться в юности Наше назначение. Только старости пристало. К мудрости влечение, Быстро жизнь уносится; Радости и смеха В молодости хочется; Книги лишь помеха. Вянут годы вешние, Близятся осенние; Жизнь все безутешнее, Радостей все менее. Нам ли, чьи цветущи годы, Над книгою сутулиться? Нас девичьи хороводы Ждут на каждой улице.Комментарий учителя:
- Хоть и прошло с тех пор более 9 веков но мало что изменилось, между средневековыми и современными студентами сохранилось много общего.
9. Санитарное состояние городов.
Как выглядел город изнутри ? Работа с картиной. Сообщение ученика Средневековый город В долгие месяцы осени и зимы город рано погружался во мрак. В Кельне в XIV веке светились лишь три фонаря: один у думы, другой НА МАРСОВОМ поле, третий у монастыря. Домовладельцев обязывали вывешивать фонари у своих домов лишь в особых случаях: при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей либо при нарушениях общественной безопасности. Во Франкфурте кое-где на перекрестках улиц устанавливали железные ящики, в которых по временам жгли серу и еловые ветки. Горожанин, вынужденный вечером выйти из дому, не полагался на уличное освещение. Он вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было плащом защищать от ветра. Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Садовники, Красильщики, Кожевники, Седельщики - таковы наименования улиц, не требующие пояснений. Иногда улицы были обязаны своим названием тем иностранцам, "гостям", которые часто посещали город: Английская улица в Любеке, Ломбардская в Базеле, Русская во Вроцлаве. Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Мы уже знаем, что сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому просто прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: "Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа...". Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тесом или соломой, реже - более дорогой черепицей.
Только отдельные здания, принадлежавшие городским патрициям, дворянам да богатым купцам, были каменные.
При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу и соприкасались легко воспламенявшиеся кровли, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, которым общими силами боролись все граждане .
Сообщение о чуме и лечении в средние века.(карта распространения чумы, Вид госпиталя) Задание Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
- Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третий этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые же этажи построены с соблюдением требуемых норм.)
10.Городская культура.
Видео" Часы на городской ратуше"
Входят "слуги" и раскладывают на столе реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты.
11.Развлечения.
Как развлекались в средние века? (турниры, театры, маскарады) 12. Тестирование по компьютеру -1 человек ,остальные по листочкам.(см.приложение) (. Отгадай шарады Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий -предлог, целое - свободный средневековый город. (Ком-му-на.) Первое - бог солнца в Египте, второе - короткое торжественное музыкальное приветствие, третье - начальная буква алфавита, целое - здание городского совета в средневековом горож (Ра-туш-а.)
Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают к стойкой, второе - русское национальное блюдо, третье - предлог с целое - одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на.)) IV.Итог урока. Оценки. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили , закрепили материал по теме "Средневековый город " Побывали в средневековой Вероне, Пражском университете, мастерской ремесленника, путешествовали в Константинополь с торговцем Франсуа, познакомились с разными сторонами жизни города. Ответьте на вопрос : "А вы сами хотели бы жить в средневековом городе?"
Приложение
Работа с историческими источниками.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопрос.
"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."
Вопрос:
1.При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?
Задание 2. Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
Задание 3. Прочти "Статут ткачей шерсти" и ответь на вопросы.
Задание 4 . Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем е, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".
Вопрос: Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ?
Задание 5 Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?
Задание 6. Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
Как обходили эти запреты хитрые горожане?
Вариант I
1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:
2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:
3. Орган управления городом, избираемый горожанами?
4. Что такое цех?
5. Кто являлся хозяином мастерской?
6. Что такое гильдия? а) союз старшин;
Вариант П
1. Название управления городов, жители которых победили сеньора?
2. Глава городского совета в Англии и Франции?
3. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха?
4. Что такое банк?
5. Что называется товаром?
6. Что такое ярмарка?
7. Здание городского совета в средневековом городе?