1 урок: Класс земноводные

2 урок: Биосфера

Урок по биологии в 7 классе

Класс Земноводные

 

 

Тема урока: Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.

Задачи:

  Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета, земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

  Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания. Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

  Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.

   Методы:      

1.     Практические (работа со справочными материалами, учебником);

2.     Наглядные (демонстрация таблиц, моделей);

3.     Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение)

    Оборудование: изобразительные пособия, наборы дидактических справочных материалов для каждой группы учащихся.

                             

                                   Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Изучение нового материала.

  Ребята представьте себе: знойный астраханский вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса  животных.

  Что  это за животные? О чем они говорят? Наверное,  они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся   сегодня  приоткрыть.

   Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

   Таким образом, лягушек можно встретить и на суше и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий.

    Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.»

    Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякоживущие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них  одинаково хорошо чувствуют себя и на суше и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.

    Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий, объединенных в три отряда: хвостатые (тритоны, саламандры), бесхвостые (жабы, лягушки), безногие (червяги).

Значение их в природе.

1.     Как ограничители численности насекомых.

2.     Как кормовой объект пресмыкающихся, птиц, пушных зверей.

3.     Как истребитель насекомых – вредителей культурных растений.

Внешнее строение.

Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой темной кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.

На голове два выпуклых глаза с веками, пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха.

Имеется две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками.

Есть плавательные перепонки.

Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки.

Однако земноводным пришлось быть пионерами буквально во всём, что касалось жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому. (работа с таблицей Сравнительная характеристика водной и наземно-воздушной сред обитания)

   Таким образом, у этих животных, должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. Изучением  этих приспособлений и займутся несколько исследовательских групп.

1.     Группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

2.     Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3.     Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

 У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.

   На выполнение задания вам отводится  10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)

                                  

                                


Задания группам

                             Морфологи

 

 Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1.     Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

2.     Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3.     Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4.     Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

5.     Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.

 

                                 Анатомы

  Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1.     Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

2.     Рассмотрите череп, определите его форму.

3.     Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.

4.     Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5.     Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.

6.     Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.

7.     Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.

8.     Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.

 

                                         Экологи

  Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки

1.     В каких местах чаще всего встречаются  земноводные?

2.     В какое время года они наиболее активны?

3.     От каких факторов среды зависит активность земноводных?

4.     Какие виды земноводных встречаются на территории Астраханской области?

                                                                                                                               Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой.

Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом?

1.     Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах.

2.     У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой.

3.     Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

   Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения:

1.     Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.

2.     Они служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже  и Токио им поставлены памятники.

3.      Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

Скелет лягушки отличается.

1.     широким черепом;

2.     коротким позвоночником;

3.     наличием поясов конечностей;

4.     длинными задними и короткими передними костями конечностей.

 

3. Домашнее задание.

                   Ознакомиться с материалами учебника и подготовить устный ответ по теме.

Кого заинтересовали данные животные, можно подготовить по дополнительным источникам творческие работы в форме: кроссвордов, красочно оформленных сообщений, докладов, сказок и т.д.

    И закончить наш урок мне хочется норвежской приметой: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».

    В данном случае имеется в виду не драгоценный металл, а золотой человек, имеющий замечательный характер, доброе сердце, открытую душу, любящий, ценящий и уважающий природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Глобальные изменения в биосфере».

Урок – конференция «Человек и природа: сегодня и завтра».

 

Цели: познакомить учащихся с основными экологическими проблемами; помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности.

Продолжить формирование навыков с учебником и дополнительной литературой, умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать сообща.

Метод – ролевая игра.

Форма обучения и воспитания – групповая.

Оборудование: фотографии из журналов и газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека, выставка книг «Редкие и исчезающие виды растений и животных; плакаты, рисунки учащихся на экологическую тему.

Проведению игры предшествует подготовка. Определяются роли: и в соответствии с желаниями учащихся формируются группы « специалистов». Все учащиеся предварительно знакомятся с литературой по данному вопросу.

Ход урока:

I. Организационный момент

В самом начале урока учащимся раздаются листки с заданиями, по которым они должны в ходе работы конференции  подготовить ответ.

1. Подумайте, почему глобальное духовное воспитание человече­ства выдвигается сегодня в качестве одного из серьезнейших направ­лений в решении экологических проблем?

2.  Один из ученых-экологов сказал, что мы не унаследовали зем­лю от своих родителей, а взяли ее взаймы у своих детей. Как вы по­нимаете эту мысль?

3.  Объясните, каким образом загрязнению окружающей среды способствуют: нерациональное использование ископаемого топли­ва, сельскохозяйственная деятельность, чрезмерное расширение хи­мического производства. Назовите основные виды загрязнителей, образующиеся в результате деятельности человека, перечисленной выше.

4.  Подтвердите фактами огромное разнообразие видов живых ор­ганизмов, обитающих на нашей планете. Какие меры необходимы для сохранения биологического разнообразия жизни на Земле? По­чему?

5.  Расскажите, какой природоохранной деятельностью вы зани­маетесь или планируете заняться.

II. Изучение новой темы:

Ведущий. Уважаемые дамы и господа! Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить воздействие человека на окружающую сре­ду, которое приняло угрожающие масштабы. На нашей конферен­ции присутствуют ведущие специалисты-экологи.

(Представляет участников конференции - биологов, химиков, астрофизиков, технологов, экологов, почвоведов, лесоводов и т.д.)

Ведущий. Изменения биосферы в результате человеческой дея­тельности стали стремительными. Человек выступает в качестве мо­гучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что еще в ранних своих работах указывал В.И. Вернадский. В связи с этим с середины XX века обострились проблемы, которые принято считать экологическими.

Проблемы глобального характера, которые осознаны как перво­очередные и которым в значительной мере посвящена наша конфе­ренция, широко освещаются в средствах массовой информации и, наверно, не будут новыми для наших слушателей. Кто перечислит основные экологические проблемы биосферы?

Ответы из зала. Это, прежде всего, проблемы загрязнения воздуха, воды и почв. Сюда же можно отнести проблемы темпера­турного режима Земли, озонового экрана и сохранения видового разнообразия жизни, причем последняя проблема менее других об­суждается в широкой печати.

Ведущий. Но, чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. А это возможно только в том случае, если мы накопим надежные данные о современном со­стоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов. Хотелось, хотя бы кратко, ознакомиться с некоторыми проблемами. Кто начнет выступления?

Эколог-1. Человек издавна влиял на климат своей деятельно­стью. На климате сказывались вырубка лесов, орошение засушливых земель, создание искусственных каналов и плотин и многое другое. Правда, до определенного времени изменения не были существен­ными. В результате хозяйственной деятельности в последние десяти­летия в атмосферу выбрасывается огромное количество химических соединений. Ежегодное их поступление оценивается величинами от 1000 до 2600 млн. т.

Деятельность человека, приобретая глобальный характер, оказы­вает весьма ощутимое влияние на биогеохимические циклы многих элементов, в том числе и на круговорот углерода. Увеличение содер­жания углекислого газа, образующегося при сжигании всевозрас­тающих количеств углеродного топлива, и атмосферных аэрозолей, выделяющееся тепло от ТЭЦ и АЭС вызывают так называемый пар­никовый эффект. Углекислота поглощает инфракрасное излучение, поэтому она не влияет на приток к поверхности планеты световой энергии, но препятствует излучению тепла в пространство. Эта роль углекислого газа аналогична роли стеклянной крыши теплицы или парника, поэтому нагревание поверхности Земли из-за повышения его содержания в атмосфере и названо «парниковым эффектом».

Подобным свойством обладают и другие газы, в частности, газо­образные углеводороды. Но угроза развития парникового эффекта связана в основном, минимум на 80%, с углекислым газом.

Эколог-2. Наиболее ярким примером воздействия антропоген­ного фактора на глобальный климат планеты является и значитель­ное уменьшение содержания озона в атмосфере, возникновение «озоновой дыры» над Антарктидой. Известно, что атмосферный озон образуется в результате сложных фотохимических реакций под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Хотя его со­держание невелико (если собрать озон, находящийся в атмосфере, то толщина его слоя составит всего около 3 мм), его значение для био­сферы огромно.

Основной причиной истощения озонового слоя является приме­нение фреонов, широко используемых в производстве и быту в каче­стве хладреагентов, пенообразователей, растворителей. Фреоны, особенно окись хлора, интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно — в течение 50—200 лет. Сокращение производства фреонов в мире позволит сохранить защитный слой биосферы.

Эколог-3. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьезную опасность. Возникла сложная и трудная в своем решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами серни­стых соединений. Кислотные дожди оказывают отрицательное влияние на почву и растительность. Повышение содержания алю­миния в почве приводит к снижению жизнестойкости растений, стимулирует процессы гниения, снижает продуктивность лесных экосистем. Кислые осадки усиливают выщелачивание элементов питания из листьев (особенно токсичны они для хвойных пород), усиливают вынос минеральных веществ из почвы. Все это, в конечном счете, приводит к гибели естественных растительных сообществ или резко снижает их биологическую продуктивность. Губительно влия­ют кислотные дожди и на органический мир пресноводных водо­емов, так как при значениях рН ниже 5 прекращается жизнедеятель­ность многих организмов. Практически все европейские страны и США подписали соглашения о сокращении выбросов серы в атмо­сферу.

Почвовед. Человеческая деятельность оказывает существенное влияние и на биологический круговорот, представляющий собой круговую циркуляцию веществ между почвой, растениями, живот­ными и микроорганизмами. Открытая разработка полезных иско­паемых, эрозия, осушение и орошение, усиленное применение ми­неральных удобрений и пестицидов приводят к снижению и разру­шению плодородия почв. Поданным ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»), ежегодно в мире безвозвратно теряется около 7 млн. гектаров пахотных земель. Во всем мире около 40% орошаемых земель подвержено засолению, что резко снижает урожайность мно­гих культур. Чрезмерное применение удобрений и пестицидов уве­личивает степень накопления вредных компонентов в сельскохозяй­ственных растениях. Поэтому в настоящее время наметилась тен­денция к уменьшению доз пестицидов или к их полной отмене.

Эколог-4. Один из грозных глобальных процессов современно­сти — опустынивание. Оно может происходить в разных климатиче­ских зонах, но особенно быстротечно протекает в засушливых ре­гионах Земли. Опустыниваются ежегодно в среднем 6 млн. гектар об­рабатываемых земель, а свыше 20 млн. гектаров теряют продуктив­ность. Особенно интенсивно эти процессы происходят в Африке. Здесь наступление пустынь наблюдается в 100 странах и сказывается на жизни более чем 850 млн. человек. Одна из наиболее пострадав­ших — Мавритания: песок накрыл десятки деревень, причем ско­рость продвижения пустыни достигла 6 км/год; участились пыльные бури. По линии ООН разработан «План действий по борьбе с опус­тыниванием», который поможет в масштабе нашей планеты проти­востоять распространению пустынь.

Лесовод. Одной из самых сложных глобальных экологических проблем современности является массовое сведение лесов, что при­водит к активизации почвенной эрозии, нарушению нормального стока поверхностных вод и снижению уровня грунтовых вод, заили­ванию рек, каналов и водохранилищ. Уменьшение площади лесов нарушает баланс кислорода и углерода в атмосфере. Ведь только 1 га леса дает нам в течение года до 20 млн. кубометров чистого воздуха. Особенно страдают влажнотропические леса. Помимо прямого воз­действия (вырубка, подсечно-огневое земледелие и др.) губительным для лесов оказывается и косвенное — загрязнение окружающей сре­ды, чрезмерное применение пестицидов, вторичное засоление и т.п. Сведение лесов влечет за собой гибель и их богатейшей фауны. Размышляя над этой проблемой, американский натуралист А.Ньюмен в своей книге «Легкие нашей планеты...» взывает к разуму человека: «Каковы наши намерения — промотать основной капитал своего бо­гатого биологического наследия или, проявив мудрость, сохранить его, чтобы в дальнейшем благополучно жить на щедрые проценты?». В последние годы во многих странах мира стали успешно проводить­ся работы по искусственному лесоразведению и организации высо­копродуктивных лесных плантаций. Особенно значительных успе­хов в этом достигли европейские страны.

Ведущий. Спасибо всем за предоставленную информацию. Серьезный ущерб биосфере наносит и энергетика, ставшая замет­ным, быстро прогрессирующим явлением, влияющим на тепловой баланс Земли. Каждые 10-12 лет количество потребляемой энергии удваивается, а каждый потребленный (в любой форме) киловатт-час сопровождается выбросом в атмосферу трех с лишним киловатт-часов тепловой энергии. К примеру, теплом, теряемым электростан­циями только нашей страны, можно обогреть 300 тыс. га Земли. Все последствия такого явления трудно предсказать, но совершенно оче­видно: нагрев атмосферы и, как следствие, таяние материковых льдов, что, в свою очередь, чревато подъемом уровня Мирового океана, а, следовательно, сокращением пригодных для жизни терри­торий.

Мы должны иметь в виду, что на нашей планете развивать энер­гетику свыше определенного предела нельзя, но развитие человече­ской цивилизации невозможно без роста энергопотребления. Пре­кратить рост энергопотребления — значит вызвать немедленный рег­ресс. Каким же может быть решение энергетической проблемы?

Астрофизик. Полагаю, что человеку остается единственный путь: убрать энергосистемы за пределы атмосферы и подавать энер­гию в такой форме, которая исключает взаимодействие с атмосфе­рой. К счастью, такая форма известна — это микроволновое элек­тромагнитное излучение. Убрав энергосистемы в космос, мы не только избавим атмосферу от перегрева, но и перейдем к использо­ванию внеземного первичного энергоисточника — Солнца. На гео­стационарной орбите, где период обращения спутника в точности равен суткам и он как бы «зависает» над заданной точкой, собирает­ся опорная платформа, на которой устанавливают солнечные бата­реи, микроволновые генераторы и параболическую передающую ан­тенну. На поверхности Земли монтируются приемные устройства. Солнечная энергия трансформируется в поток остронаправленного микроволнового излучения — и энергия течет из космоса к назем­ным потребителям. При этом становятся ненужными ЛЭП, гро­моздкие ГЭС, опасные АЭС и коптящие небо ТЭЦ. Космический вакуум обеспечит высокий КПД производства и передачи энергии; приемные антенны обладают неплохими показателями — так что по­добная энергосистема обещает быть весьма экономичной.

Ведущий. Проблема окружающей среды — это в первую очередь проблема загрязнения. Из сырья, добываемого человеком, используется пока всего 1%, а 99% в искаженном, чуждом природе виде ста­новятся отходами, загрязняющими среду. Нетрудно представить чем это грозит в ближайшей перспективе. Вдумайтесь в такой факт-объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8 10 лет. Соответственно растет и загрязнение. В наши дни проблема отходов стала одной из серьезнейших глобальных проблем совре­менности. Постепенно мусор становится монстром цивилизации. Вопрос «Куда деть мусор?» становится все более актуальным. Обыч­ный в прошлом метод — собирать все отходы на свалках, располо­женных, как правило, вблизи населенных пунктов, — уже становится невозможным.

Технолог-1. Все отходы можно разделить на две большие груп­пы: отходы производства и отходы потребления. Отходы потребле­ния включают бытовые отходы и крупногабаритный мусор. За по­следние годы сильно изменился состав бытового мусора, что создало новые проблемы для тех, кто его вывозит. Важные составные части бытового мусора — кухонные отбросы, печатные материалы, пласт­масса, текстиль, дерево, кожа, стекло, камни, металлы. В современ­ном бытовом мусоре основным компонентом является упаковочный материал: бумага, пластик, металл и стекло. Пока что человечество придумало три принципиально разных пути: организация свалок, вторичное использование и сжигание мусора. Для захоронения твер­дых отходов требуется все больше места, и это даже при том, что часть мусора сжигается. Ведь не всякий мусор горит, и не все, что горит, можно сжигать без риска для окружающей среды. А ведь мно­гое из отходов можно было бы снова пустить в дело, ведь мусор со­стоит не только из одних ядов и грязи, в нем содержатся многие ценные вещества, не находящие себе применения. Но мы не только выбрасываем ценное сырье, мы еще немало платим: сбор, вывоз и захоронение мусора обходятся ежегодно в кругленькую сумму. Единственным выходом из создавшейся ситуации является ведение кампаний по сокращению отходов потребления, а также вторичное использование сырья на предприятиях по переработке мусора.

В случае промышленных производств, загрязняющих окружаю­щую среду, следует акцентировать внимание на перестройку техно­логий. Сейчас — приспособление индустриальных процессов к при­родным; в будущем — превращение природных в индустриальные, моделирование синтезирующей и разрушающей (деструктивной) функций биосферы.

Создать полностью безотходные технологии вряд ли когда-либо удастся. Поэтому проще всего убрать в космос те производства, ко­торые особенно загрязняют атмосферу.

Технолог-2. Прогресс человеческого общества неизбежно при­водит к увеличению масштабов использования многих видов при­родных ресурсов, необходимых для обеспечения разнообразных по­требностей человека. Следствием этого является истощение полез­ных ископаемых, главным образом руд черных и цветных металлов, запасов нефти и угля, воды и древесины. Именно поэтому в настоящее время остро встала проблема рационального использования (от лат. «rationalis» — разумный) природных ресурсов.

Эколог-5. Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии.

1. Все связано со всем. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным послед­ствиям в функционировании всей экосистемы.

2.     Все должно куда-то деваться. Все химические элементы и ве­щества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы — круго­вороты. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в ок­ружающую среду, не исчезают бесследно — они не включаются в ес­тественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах.

3.     Природа знает лучше. Это такой же закон, как и первый, о био­сфере. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.

4.     За все надо платить. Все, что было извлечено из глобальной системы человеческим трудом, должно быть возмещено.

Человечество нарушает эти законы, поэтому это неизбежно при­водит к тому, что экологические проблемы, имевшие в прошлом ме­стный, локальный характер, приобретают в наши дни глобальные масштабы.

Ведущий. На предыдущем уроке мы убедились в том, что био­сфера — экологическая система Земли первого порядка. Она являет­ся главным регулятором жизни на планете. Устойчивость и жизне­способность биосферы во многом зависит от своеобразия и богатст­ва разнообразных живых организмов, образующих ее. Полагают, что за время существования биосферы на Земле было не менее 1 млрд. видов. Каковы число и распределение видов, составляющих биоло­гическое разнообразие планеты? Каково их значение? Предоставим слово биологам.

Биолог-1. Судя по всему, в настоящее время существуют мил­лионы видов живых организмов, хотя описано только 1,7 млн. По оценкам специалистов, их не менее 5 млн., но последние данные позволяют предполагать, что одних только насекомых в тропиче­ских лесах может достигать 30 млн. Кроме того, известно, что рас­пределены виды по планете неравномерно. По крайней мере, 2/3, а возможно и 90% их сосредоточены в тропиках. Если мы не сможем сохранить природу тропиков, то рано или поздно погибнем вместе с ней.

Когда мы называем мотивы, которые могут убедить человечество и каждого человека в необходимости сохранения всех живых су­ществ, то первое, что приходит в голову, — это их польза.

Географ. Говоря о ценности генофонда, его изумительном разнообразии, нельзя ограничиваться лишь его полезностью. Ве­лика роль живых существ в культурных традициях народов плане­ты, становления их нравственных ориентиров. В действительности, Ценность каждого живого организма имеет универсальное значение — научное, эстетическое, нравственное, экономическое и т.д. От­крытие многих загадок и тайн живой природы имеет большое зна­чение для человека. Например, относительно недавно мы узнали, что волосы полярного медведя совсем не белые. Эти лишенные пигмента тонкие полые трубочки кажутся белыми из-за того, что имеют неровную внутреннюю поверхность, которая отражает ульт­рафиолетовые лучи, что позволяет белому медведю использовать их для согревания собственного тела. Используя эту особенность, мы научились делать специальную одежду для работы в холодном кли­мате. Подобные знания помогают нам и в области медицины.

Ведущий. Спасибо за интересную информацию. Такие приме­ры все более убеждают нас в наличии тесных связей между челове­ком и живой природой. Какие же существуют способы сохранения и восстановления видового разнообразия?

Биолог-2. Очевидно, что наиболее целесообразно сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем, в составе которых сохранятся и все входящие в них виды. Это — генеральная линия в борьбе за сохранение видового разнообразия жизни — создание тер­риторий, на которых частично или полностью запрещается хозяйст­венная деятельность, а присутствие людей ограничивается штатом охраны и исследователей. Такие территории называются заповедни­ками. Возможны более «мягкие» формы охраны, при которых раз­решаются одни формы деятельности (например, сельское хозяйство) и запрещаются другие (охота, рыбная ловля, лесозаготовки). Такие территории с ограниченным хозяйственным использованием назы­вают заказниками.

Еще одна возможность сохранения редких видов заключается в увеличении числа зоопарков и ботанических садов, разведении исчезающих видов в условиях неволи с последующим возвраще­нием вида в природную среду. Одним из примеров успешного со­хранения является восстановление численности европейского зубра.

«Последняя линия обороны» в борьбе с уменьшением видового разнообразия жизни на Земле — генетические криобанки, создание которых только начинается. Еще в начале XX века, после того, как научились получать сжиженные газы с очень низкими температура­ми кипения, было обнаружено, что многие семена растений и даже некоторые животные (тихоходки) не теряют жизнеспособности по­сле замораживания в жидком азоте. Возникла новая отрасль биоло­гии — криобиология. Преимущество криобанков в том, что при тем­пературе жидкого азота генетические материалы могут храниться без нарушений в течение десятков лет.

Таким образом, задача сохранения видового разнообразия жизни может быть решена при одновременном использовании всех пере­численных методов.

Ведущий. Благодарим за предоставленную информацию. Итак, человек по-прежнему полностью зависит от биосферы, так как чер­пает из нее все необходимые продукты питания и первичное сырье для промышленности, не говоря уже о таких незаменимых вещах, как кислород и вода. В то же время сейчас уже нельзя пробовать «преобразовывать» природу сначала одним способом, а затем пере­ходить к испытанию другого способа. Последствия непродуманных действий могут быть столь печальными, что у людей все более уменьшается право на риск для действия «вслепую», методом проб и ошибок. Что же остается?

Химик-1. Остается научное предвидение, которое может быть обеспечено многочисленными исследованиями. У каждого руково­дителя в центре и на местах должны быть карты экологической об­становки — в глобальном масштабе и в регионе. Это требует орга­низации картографической службы особого рода, которая должна базироваться на комплексных исследованиях. Большое значение имеет мониторинг окружающей среды. Мониторингом называется система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды. Цель мониторинга — выявление антропогенных загрязнений. Мониторинг охватывает наблюдения за источниками и факторами антропогенных воздействий - химическими, физиче­скими (излучение, механические воздействия), биологическими — и за эффектами, вызываемыми этими воздействиями в окружаю­щей среде, и, прежде всего, за реакцией биологических систем на эти воздействия. Создание глобальной системы мониторинга ок­ружающей среды позволит оценить современное фоновое состоя­ние биосферы. Биосферу познать необходимо, от этого зависит наше завтрашнее благополучие.

Химик-2. Важным фактором в решении экологических, да и не только экологических, проблем должно стать глобальное вос­питание. Одна из причин того, что человек и окружающая среда оказались в конфронтации — экологическое невежество, непони­мание, неинформированность и широкой общественности, и тех, кто отвечает за экономическую и научно-техническую политику, за индустриальные проекты, связанные с воздействием на био­сферу.

Важнейшей составляющей современной комплексной эколо­гии является экологическое сознание, без которого не будет ни­каких сдвигов в решении экологических проблем. Экологическое воспитание нужно начинать с раннего детства. Страшно поду­мать, к чему может привести невежественное использование мо­гущества цивилизации. Но ускоряющаяся под воздействием чело­века деградация природы — тоже своего рода «экологическая бом­ба», только замедленного действия. Вот почему знания об этом нужны миллионам и миллионам людей. Нужны новые способы экологической информации и пропаганды — от печатных изданий до телемостов.

Ведущий. Заканчивая нашу конференцию, хочется сказать о том, что глобальные проблемы как бы стягивают наш противоречи­вый и чрезвычайно многообразный мир в единое целое, рождая но­вые идеи и проекты. Сегодня нас должна объединять новая задача — разработка согласованных проектов по преодолению наиболее грозных проявлений экологического кризиса, сохранению систем жизнеобеспечения человека, в первую очередь генетического разнообразия биосферы. Давайте подведём итог нашей дискуссии: как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра?

Ответы из класса.

Снизить уровень загрязнения.

Добиваться экономии ресурсов, так как большинство из них исчерпаемо.

Решить проблему экологически чистой энергетики.

Преодолеть потребительский подход к природе во многих странах.

Стабилизировать рост народонаселения.

Ведущий. Спасибо всем принявшим активное участие в нашей конференции.

III. Закрепление:

     Организуется беседа по заданиям, полученным в начале конференции.


 

Hosted by uCoz